Через тюменскую систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» ежегодно проходит порядка 750 тысяч вызовов. К сожалению, далеко не все из них поступают от граждан, которые действительно попали в экстренную ситуацию. Только за прошлый год количество ложных вызовов составило 30% от всего количества вызовов, а это более 250 тысяч звонков. Среди них есть ошибочные звонки, детская шалость и вопросы, не касающиеся экстренных ситуаций. С января по март 2023 года таких звонков поступило уже 73 тысячи.
Ложные вызовы чреваты тем, что занимают линию и препятствуют дозвону тех, кто действительно нуждается в помощи. Вот несколько примеров ситуаций, когда нужно набрать номер 112:
- пожар (заметили или сами находитесь непосредственно в опасной зоне);
- сильный запах газа;
- дорожно-транспортное происшествие;
- вы стали жертвой домашнего насилия;
- вы стали свидетелем преступления;
- происходит нарушение общественного порядка;
- требуется скорая медицинская помощь;
- обнаружен подозрительный предмет.
Также сюда входит и любая другая экстренная ситуация, при которой есть угроза жизни и здоровью. К системе 112 в Тюменской области подключены восемь экстренных служб. Для удобства пользователей и оперативности все звонки проходят по номеру 112, а уже дальше распределяются по характеру возникшей чрезвычайной ситуации.
Не следует звонить по номеру 112, если ситуация не угрожает здоровью, жизни или имуществу, не является опасной для окружающих:
- Тестирование связи: не нужно проверять, что номер 112 действительно работает.
- Справка: для получения любой справочной информации есть телефоны городских справочных и бюро.
- Расписание: узнать маршрут автобуса, расписание рейсов можно на официальных сайтах транспортных служб, где также имеются номера телефонов, по которым специалисты уточнят все делали перелета, маршрута или поездки.
- Выразить мнение. Не стоит звонить по номеру 112 с целью высказать свою точку зрения по какому-либо событию или про действия той или иной публичной личности. Для этого существуют социальные сети, а также формы обратной связи для пользователей, в случае, если гражданин хочет обратиться, например, к органам власти.
- Медицинская консультация. Вопросы по лекарственным препаратам и лечению лучше задавать врачам. Если же звонок касается коронавирусной инфекции, или гражданин хочет вызвать врача на дом или записаться на примем, то нужно позвонить по номеру 122.
Конечно же, не стоит звонить по номеру 112 преднамеренно с целью баловства. Это в абсолютном большинстве касается детей и подростков, которым подобные шутки кажутся забавными, и они не понимают последствий своих действий. Родителям необходимо рассказать детям о важности работы экстренных служб, о том, что от оперативности таких специалистов зависит здоровье и жизни людей. Также следует помнить, что за заведомо ложный вызов накладывается административный штраф согласно ст. 19.13 КоАП РФ. И если ребенку на момент правонарушения еще нет 16 лет, то к ответу привлекаются родители или попечители.
Напоминаем, что позвонить по номеру 112 можно с любого телефона: городской, домашний, сотовый, рабочий. Во всех случаях звонок попадет в Центр обработки вызовов Системы 112, где у оператора отобразится номер абонента и его местонахождение. Звонок бесплатный, доступен при нулевом и минусовом балансе и даже без SIM-карты. Также с мобильного телефона можно отправить СМС на номер 112.
Развитием и эксплуатацией автоматизированной системы "Система взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах по единому номеру "112" в Тюменской области занимается региональный департамент информатизации.