В Тюменской области с каждым годом увеличивается количество пользователей портала государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru). На апрель 2023 года количество подтвержденных учетных записей составляет 66,9 % к численности населения, что больше в сравнении с аналогичным значением предыдущего года на 3,3%.
Вместе с тем, сегодня участились случаи мошенничества и взлома аккаунтов пользователей Госуслуг. Злоумышленники получают доступ к личному кабинету с помощью взлома ненадежных логинов и паролей, а также обманным путём через телефонный звонок под видом сотрудников сервиса.
Мошенники инициируют по телефону восстановление пароля к учетной записи пользователя, чтобы завладеть им. Для этого при входе в аккаунт они вводят номер телефона жертвы, после чего звонят пользователю и просят продиктовать код, полученный в SMS. Зная код, мошенники генерируют новый пароль, а реальный пользователь теряет доступ к своему аккаунту.
Напоминаем, что сотрудники портала Госуслуг никогда не звонят без заявки гражданина, не запрашивают его данные. Также, Служба поддержки Госуслуг никогда не запрашивает логины, пароли, коды доступа из смс — не сообщайте их никому.
Чтобы защитить учётную запись на Госуслугах, необходимо:
-
используйте уникальную связку логина и пароля;
-
храните логин и пароль в безопасности;
-
не передавайте никому информацию для входа в ваш личный кабинет, приходящую от отправителя gosuslugi и номера 0919;
-
используйте двухфакторную аутентификацию;
-
подключите уведомления от Госуслуг на электронную почту;
-
добавьте в личном кабинете контрольный вопрос — его будут запрашивать при восстановлении доступа;
-
не заходите в личный кабинет со случайных компьютеров, из интернет-кафе или других непроверенных мест;
-
используйте только лицензионное программное обеспечение;
-
устанавливайте все необходимые обновления безопасности, рекомендуемые производителем программного обеспечения;
-
устанавливайте и регулярно обновляйте лицензионное антивирусное программное обеспечение, регулярно проводите проверку на отсутствие вирусов;
-
не загружайте программы и данные из непроверенных источников, не посещайте сайты сомнительного содержания;
-
регулярно контролируйте журнал регистрации событий на портале Госуслуг через вкладку «Действия в системе».
Станислав Логинов, директор департамента информатизации Тюменской области: «Госуслуги — одна из крупнейших информационных платформ, которая сегодня помогает гражданам решать вопросы, возникающие во всех сферах жизни и агрегирует в себе большое количество личных данных. Но, к сожалению, сегодня сервис является привлекательным для злоумышленников как инструмент несанкционированного доступа к персональным данным граждан. Поэтому очень важно не пренебрегать кибергигиеной и помнить о простых правилах информационной безопасности, таких как двухфакторная аутентификация, использование надёжных паролей и одно из главных правил — не передавать информацию о своих учётных данных третьим лицам. Поэтому обучение граждан правилам кибербезопасности является одним из приоритетных направлений в нашей работе. Для этого ежегодно мы организовываем мероприятия по вопросам безопасности в сети для граждан всех возрастных категорий».
Главное при взломе — максимально быстро восстановить доступ к учётной записи онлайн через банк или в центре обслуживания. После этого можно подать заявление в МВД.
Вся необходимая информация размещена в разделе «Безопасность» личного кабинета пользователя Госуслуг и в разделе «Помощь».