Первый в этом году «урок цифры» посвящен теме «Технологии, которые предсказывают погоду». 26 января для учеников 8 класса СОШ №88 прошел открытый урок с участием экспертов, которые рассказали ребятам о том, как цифровые технологии участвуют в прогнозировании погодных условий.
«Урок цифры» - всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий. Департамент информатизации участвует в нем с конца 2018 года, привлекая на каждую тему урока региональных и федеральных ИТ-экспертов и специалистов смежных отраслей. Это дает школьникам дополнительный стимул к получению ИТ-знаний и навыков, что является важной задачей регионального проекта «Кадры для цифровой экономики».
Первый в этом году «урок цифры» посвящен теме «Технологии, которые предсказывают погоду». 26 января для учеников 8 класса СОШ №88 прошло открытое мероприятие.
Приветствовал учеников Станислав Логинов, директор департамента информатизации Тюменской области: «Начинаем с вами новый год с очередного урока по цифровым технологиям. На этот раз говорим о тех, которые участвуют в метеорологических прогнозах. Не только в таких крупных сферах, как авиаперелеты, судоходство и сельское хозяйство, но и в обычной жизни на важно знать, что будет завтра за окном. Мы смотрим прогноз погоды, чтобы знать, в чем выходить на улицу, нужен ли зонт, надо ли мыть машину, если завтра будет дождь и другие бытовые ситуации. Вы и сами наверняка изучаете прогноз погоды, когда наступает время актировок или зимних занятий физкультурой. Поэтому надеемся, что вам будет интересно узнать, как же технологии предсказывают погодные условия, которые играют огромную роль в нашей жизни».
Прогноз погоды - это достаточно сложный процесс анализа данных и сбора метеорологической информации. Поэтому первую половину урока эксперты уделили вопросу, что же такое сама погода и как её можно спрогнозировать? Ребята узнали новое и обновили знания о циклонах и антициклонах, низком и высоком атмосферном давлении, о том, как влияет на погодные условия орбита Земли и т.д. Затем эксперты рассказали о том, что такое спутник и метеорологический радар, где их устанавливают и по какому принципу она работают. Так, спутник находится в одной точке на геостационарной орбите Земли и фотографирует ее, а радары делают трехмерные снимки объектов с поверхности планеты. Так составляется карта осадков и облачности, что представляет собой краткосрочный прогноз.
Если говорить об ИТ-технологиях, что для прогноза погоды используют машинное обучение. Искусственный интеллект анализирует триллионы данных о погодных условиях, чтобы спрогнозировать погоду на завтра. Нейросети при подсчетах учитывают много условий кроме стандартных данных. Например, насколько высоко или низко Солнце над горизонтом, находится ли рядом водоем и т.д. Так получается более точный прогноз. Одним из источников данных прогнозов Яндекса является информация от пользователей. Иногда в приложении Яндекс. Погода всплывает окно с вопросом: «Идет ли сейчас снег?», «Сейчас ясно?» и т.д. Отвечая «Да» или «Нет», пользователи помогают повышать качества прогноза.
В конце урока ребята задавали вопросы и были заинтересованы тем, как создаются и обучаются такие технологии. «С первого раза достаточно сложно понять, как работают нейронные сети и как обучаются на основе больших данных. Но специально для этого у нас открыта бесплатная Школа юных нейроинженеров, где школьники погружаются в изучение нейронных сетей и уже через полгода-год создают свои первые проекты, многие из которых имеют большие перспективы в практическом применении» - отметил Станислав Игоревич.