Размер шрифта:
Кернинг:
Цвет фона:
Цифровая медицина: как ИТ-технологии следят за здоровьем тюменцев
Источник dito.admtyumen.ru

В Тюменской области цифровизация здравоохранения — одна из важнейших задач, работа над которой ведется на протяжении не одного года. Национальные проекты, которые реализуются в Тюменской области, — «Цифровая экономика» и «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» — предполагают масштабные преобразования во всей системе здравоохранения с помощью цифровых технологий. Так, например, на сегодняшний день бумажные карты сменились электронными, на прием к врачу записывает виртуальный помощник, а следить за здоровьем пациентов врачам помогают многочисленные информационные системы.

Региональная медицинская информационная система (РМИС) действует в регионе с 2015 года и помогает управлять ресурсами медицинских организаций и состоит из медицинской и учетной подсистем, которые используются для ведения данных по пациентам, организационной структуры медицинских организаций, расписания работы врачей, записи на прием к врачу, персонифицированного учета оказанных услуг, электронной медицинской карты, учета дополнительного лекарственного обеспечения граждан, которым положены территориальные и федеральные льготы. К РМИС подключены 100% государственных медицинских учреждений региона, а количество электронных рецептов за год составляет более 2,5 млн.

Кроме того, существует 4 отдельных системы по разным направлениям: единая региональная информационная автоматизированная система скорой медицинской помощи, через которую ведется прием, регистрация, распределение и контроль обслуживания принятых вызовов скорой и неотложной помощи; региональная радиологическая информационная система, в которой централизованно хранятся медицинские изображения, полученные с диагностических аппаратов; региональная лабораторная информационная система как удобная платформа для хранения результатов лабораторных исследований и доступа врача к диагностической карте пациента вне зависимости от места проведения исследований; региональная кардиологическая информационная система, в которой централизованно хранятся снимки, передающиеся с аппаратов ЭКГ.

Следить за показателями пациентов и своевременно выявлять кардиологические риски врачам помогает информационная система на основе технологий искусственного интеллекта «Система поддержки принятия врачебных решений», являющаяся модулем РМИС. Она позволяет автоматически в фоновом режиме без участия врача вести анализ данных на наличие маркеров высокого риска (ЛПВП, ЛПНП, триглицериды, холестерин, креатинин, табакокурение, перенесенные сердечно-сосудистые осложнения и т.д). Сейчас система используется в 12 медицинских организациях области, в которых с её помощью проанализированы данные почти 100 тысяч человек. В перспективе целью использования такой системы в каждом медицинском учреждении является повышение ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет.

Информационная система для дистанционного мониторинга состояния здоровья у пациентов с артериальной гипертензией дает врачам объективную информацию о биометрических данных пациента в режиме реального времени. Так они могут подобрать индивидуальную терапию, чтобы стабилизировать артериальное давление пациента.

Станислав Логинов, заместитель директора департамента информатизации Тюменской области: «С приходом в регион эпидемии COVID-19 появилась необходимость экстренно разрабатывать и внедрять инновационные ИТ-решения, чтобы эффективно управлять потоком пациентов и вывести на новый уровень процессы контроля за их здоровьем. Сегодня в каждой медицинской организации области есть все необходимые инструменты удаленной работы с пациентом».

Это дистанционное сопровождение пациентов, которые находятся на амбулаторном лечении на дому с признаками ОРВИ, с бессимптомным течением COVID-19, контактных по COVID-19. Также автоматизирован процесс обзвона пациентов, находящихся на наблюдении: после звонка пациенту робот передает данные в РМИС (информационную систему управления ресурсами медицинских организаций) . Главные плюсы данного решения — это гибкость самого процесса в зависимости от общей сложности эпидемиологической ситуации и 100-процентный охват населения медицинской помощью.

Информационная система мониторинга инфекционных и паразитарных заболеваний («Инфекции.Нет») работает с 2020 года. Здесь врачи и сотрудники сферы здравоохранения могут в реальном времени вести информацию по инфекционным заболеваниям и следить за ситуацией по региону.

Единая горячая линия по COVID-19 (служба 122) была оперативно создана на базе центра телефонного обслуживания в 2020 году для консультирования граждан по вопросам новой коронавирусной инфекции. Сегодня здесь принимается до 10 тысяч вызовов в день, среднее время ожидания составляет 2 секунды и практически нет потерянных вызовов. Во многом это стало результатом внедрения в работу службы 122 модуля «Здравоохранение» диалоговой нейросетевой системы «Виртуальный консультант 72». С 2021 года виртуальный помощник самостоятельно формирует талон записи на приём к врачу, осуществляет отмену записи на приём к врачу, осуществляет запись и отмену записи на вакцинацию от COVID-19. Таким образом, время операторов высвобождается на более сложные вопросы и проблемы граждан.

Имея одну учетную запись на едином портале государственных и муниципальных услуг, пациент может пользоваться различными сервисами и приложениями в сфере медицины. Так, через мобильное приложение «Телемед 72» можно записать на прием в медицинские организации Тюменской области себя, своих детей и родственников, взять талон на электронную очередь, вызвать врача на дом, получить данные из своей электронной медицинской карты, получить запись на онлайн-консультацию врача (запись на телемедицинскую консультацию пациента осуществляет врач). Кроме этого, в приложении можно вести свой дневник здоровья. Данный сервис позволяет пользователю контролировать и следить за своим здоровьем (список показателей выбирает сам пациент). Пациенты с хроническими заболеваниями имеют возможность просмотра сведений о льготах, факторах риска, отношении к приоритетной группе, о заболеваниях, требующих диспансерного наблюдения. А в разделе «Мое здоровье» на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) можно записаться на вакцинацию, получить результаты лабораторных исследований и сертификат COVID-19. Через личный кабинет пациента на портале услуг Тюменской области гражданину доступна услуга по выписке из электронной медицинской карты, персональный прививочный календарь, результаты лабораторных исследований.

О том, что электронные сервисы эффективны, говорит статистика: около 50% записей на прием к врачу выполнено дистанционно, в том числе более 70 тысяч человек за прошедший год записались к врачу через мобильное приложение.

Все вышеперечисленные решения были продемонстрированы на совместном выездном заседании социального комитета и комитета по экономической политике и природопользованию. Законодатели побывали в городской поликлинике №17 и в Западно-Сибирском инновационном центре. Участники отметили систематическую и результативную работу региона в области цифровизации здравоохранения,

Заместитель председателя областной думы Наталья Шевчик: «Вопросам цифровой трансформации и информационной безопасности губернатор и правительство Тюменской области уделяют особое внимание. Сегодня мы увидели, как идет этот процесс в отрасли здравоохранения, как он трансформирует её облик, меняет возможности медицинских работников и упрощает получение целого ряда медицинских услуг для людей. Очевидно, что с колоссальным объемом информации во время пандемии невозможно было бы справиться без цифровых технологий».

Департамент информатизации Тюменской области
15 апреля 2022
Введите слово или в фразу в строку поиска. Например: Документы по СЭД